Это моя история про поездки по Румынии. Все это было несколько лет назад, но оставило теплые и яркие воспоминания. Которыми мне все время хотелось поделиться. Наконец, собрался и написал. Может кому-либо, панирующему заехать в эту страну, пригодится.
В конце 2012 года моя работа отправила меня в очень долгосрочную командировку в Румынию. Мы все знаем о Румынии по румынским гарнитурам, обуви и Чаушеску. И на этом знания большинства обрываются. Из числа моих знакомых и друзей до меня там никто и не был. Да и не особо собирался, пока я тут не переехал. Собственно и я переехал туда жить и работать практически с закрытыми глазами. Зато потом, друзья, кто приезжал в гости, открывали для себя эту довольное большую и очень разнообразную балканскую страну.
Важно отметить, что прекрасный южный климат делает мотосезон в Румынии очень длинным. Стабильно тепло становится в самом начале апреля и сворачиваться приходится только в конце октября, а то и в ноябре. Разве что дикая жара летом может не дать в полной мере насладиться катанием.
Прожив первое лето без мотоцикла, я понял что дальше я не смогу упускать такие возможности и к весне 2014 года занялся поиском мотоцикла. К тому времени я уже упрямо хотел только Harley. Рационально обьяснить почему не могу, по полагаю, что большинство из читателей меня поймет:)
Подержанных HD там очень мало. Я уже начал подумывать купить в Германии, когда мне попался Родстер с пробегом в 6500 км. Легенда продавца гласила, что он был подарен почти новым румынской даме её кавалером. Дама на нем упала чуть ли не во дворе и больше не каталась и в дальнейшем хранила Харлей как память. Красивая история, но, тем не менее, внешней вид и визит в официальный HD сервис подтвердили, что мот не был ранее загнут в бараний рог и обладает крайне малым пробегом. В итоге мне достался очень приятный и надежный мотоцикл.
HD движение в Румынии в целом находится в вялом состоянии. Все ХОГи группируются вокруг дилера в Бухаресте. Хороших мотоциклов на дорогах не так много и значимую часть Харлеев граждане покупают видимо для того, чтобы поставить во дворе дома и любоваться. Что, впрочем, не редкость и в других странах.
Цыгане и ДТП.
Как же без цыган в румынском байкинге? Дело в том, что Спортстер был новым типом мотоциклов для меня. До этого я катался на легком Дюке от КТМ. Ну и не в полной мере был приучен к особенностям управления и, в частности, торможения на этом чудесном изделии. Приучился довольно быстро и относительно недорого.
Буквально во вторую поездку на только что купленном HD, я неспешно ехал по пустой улице на окраине Бухареста. Тут из щели забора вылезает пара цыганят, которые бодро бегут через дорогу. Сейчас-то понятно, что можно было и не реагировать так быстро и энергично. Но я ловко, по-нейкедски, жамкнул передний тормоз. И сделал это как раз на продольной полосе хорошо разогретого жарким солнцем битума. И аккуратно лег на бок. Вернее - отдельно я на бок и отдельно мотоцикл. Цыгане немедленно исчезли, а я своим ходом отправился в сервис менять лапку переключения передач, рычаг на руле и одну из крышек на двигателе. Заодно поставил дугу.
Куда я ездил в Румынии.
Румыния - замечательная страна. Живя в Бухаресте можно за 3 часа неспешно доехать до моря и за полтора - до довольно высоких гор. Чтобы покататься за городом по маленьким дорогам после работы не нужно мыкаться полтора - два часа в пробках.
Практически полное отсутсвие больших шоссе может огорчить спешащего мото - туриста. Если вам хочется поездить по магистралям - у вас есть выбор из двух дорог общей протяженностью не более 300-400 км. Все остальные дороги, даже связывающие запад и восток страны, имеют по одной полосе в каждую сторону разной ширины, качества асфальта и глубины ям, которые тоже встречаются. Отличная обстановкам для вдумчивого круизинга.
Горы:
Страна по диагонали разделена горным массивом Румынских Карпат. В горах разветвленная сеть приличных асфальтированных дорог. Из них две главные и знаковые: Трансальпина и Трансфагараш. Обе дороги были построены при Чаушеску и связывали запад и восток страны. Говорят, что они были задуманы как стратегический обход основных дорог. Не очень понятно, как предполагалось передвижение, например, военной техники по этим козлиным тропам через перевалы и туннели. Тем более что с декабря и, как выяснилось, по июнь перевалы закрыты из-за снега.
Трансфагараш
Маршрут Бухарест - Трансфагараш -Бухарест можно построить как кольцевой с одной ночевкой. Общая протяженность около 500 км в зависимости от того как проложить маршрут. Я поехал из Бухареста по быстрой дороге к подножью перевала, с тем чтобы на следующий день подняться не перевал и возвращаться в Бухарест по долгой горной дороге.
Мне очень хотелось переночевать в горах. В Румынии очень много гостеприимных и доступных по цене пансионов. Они есть во всех красивых и популярных местах. Там вас и накормят и напоят от души и недорого. В середине и второй половине лета, особенно в праздники стоит заранее позаботиться о бронирование. Румыны очень много путешествуют по свой стране.
Так вот, проснувшись утром я отправился на перевал, чтобы продолжить путь назад в Бухарест. Было 26 июня. Как-то я не ожидал такой картины.
Перевал был закрыт. В тот раз пришлось развернуться и отправиться назад. Но все же я получил огромное удовольствие от подъема к перевалу да и в целом от дорог в этом районе.
Трансальпина
Трансальпина расположена дальше от Бухареста, но не менее красива. А сам перевал более суров даже после схода снега.
Маршрут был тоже кольцевой, но в этом случае обратная дорога с перевала в Бухарест дольше, менее живописна и проходит по дорогам с интенсивным движением.
На этих двух маршрутах довольное много мотоциклов. В основном турэндуры с пилотами со всей Европы. Россиян не встречал.
Море:
Дорога из Бухареста до Констанцы это единственный автобан в стране, ведущий из пункта А в пункт Б, а не обрывающийся где-то после первых 70-100 км. Можно выехать ближе к вечеру так как расстояние до моря около 230 км, ну и еще пара десятков километров вдоль побережья.
Я останавливался в пост-социалистическом поселке-курорте по названием Нептун к югу от Констанцы. Не знаю почему, но его не застроили за последние 20 лет новыми гостиницами и курятниками и он сохранил просторный и величественный вид социалистического курорта.
Обратный маршрут я проложил через деревенские дороги вдоль Болгарской границы. На пути попадаются небольшие участки гравия. Остальные дороги вполне приличные.
Поразил меня случайно обнаруженный в чистом поле исполинский мемориал, построеный в память полумифическому императору Трояну. Он, собственно, заложил основы румынского самосознания и принадлежности румынского языка к римской империи.
Города:
Бухарест:
Ездить по Бухаресту на мотоцикле практически бессмысленно, да и довольно опасно. Город относительно небольшой, много узких улиц и хаотическое движение.
Но я настоятельно рекомендую посетить этот город тем, кому по душе латинский хаос, красивая архитектура 18-19 веков и балканский колорит.
Город очень контрастный: большой старинный центр и типичная советская панельная застройка жилых районов.
Два других города, обязательных для посещения в Румынии - Сибиу и Брашов. Оба находятся в западной, гористой части Румынии и построены под сильным германским влиянием. Оба города компакты, но очень интересны в архитектурном и историческом плане.
Вот такая краткая история про Румынию. И про мои положительные впечатления от поездок по ней.
Буду рад, если кого либо это сподвигнет на посещение этой страны. Если что - пишите. С удовольствием все расскажу. я все же провел там три года жизни:)